Украина

Uber - такси нового поколения: российский опыт

Что такое Uber

Uber — это международная компания, созданная в Сан-Франциско (США) в 2009 году. Uber предоставляет сервис по поиску, вызову и оплате услуг частных водителей или такси с использованием мобильного приложения для Android или iOS. Впервые сервис был запущен в Сан-Франциско в июле 2010 года, а сегодня Uber работает уже более чем в 300 городах в 67 странах мира, в том числе в шести городах России и столице Республики Беларусь, городе Минске.

Uber - мобильное приложение для заказа такси

С помощью бесплатного приложения Uber клиент осуществляет заказ автомобиля с водителем и может отслеживать его перемещение к указанной точке. Система автоматически выбирает ближайшего к месту заказа водителя, что сокращает время подачи машины до нескольких минут и снижает до минимума холостой пробег автомобиля. Оплата всегда производится по безналичному расчету, с помощью привязанной к аккаунту пользователя банковской карты.

Стоимость поездки складывается из 3 составляющих: фиксированной суммы за подачу машины, платы за каждый километр пробега и платы за каждую минуту пользования автомобилем. Комиссия сервиса составляет 20% общей стоимости заказа, но Uber может поощрять водителей с помощью специальной системы мотивации, а эти бонусы могут даже превышать размер комиссии.

Uber позиционирует себя как высокотехнологичная IT-компания, а концепция сервиса заключается в том, чтобы напрямую связывать между собой пассажиров, которым нужна поездка, и свободных водителей. До настоящего момента компания не показывает операционную прибыль в большинстве городов присутствия, развиваясь на средства инвесторов, которые продолжают вкладывать деньги в Uber. В декабре 2015 года компания перешла к новому этапу привлечения инвестиций и оценка ее капитализации теперь достигает невероятных 65 миллиардов долларов.

Сервисы Uber покрывают собой практически все сегменты рынка городских автомобильных перевозок – от премиального UberBlack (с которого и начиналась история компании) до уникального UberPool, представляющего собой разновидность маршрутного такси. При этом компания Uber не имеет собственного автомобильного парка: как правило, водители используют свои собственные автомобили, реже - машины таксопарков или партнеров.

Стремительное развитие Uber по всему миру часто сталкивается с противодействием со стороны местных таксистов и органов государственной власти. Объединения перевозчиков не любят Uber за возросшую конкуренцию, что привело к снижению цен на услуги такси и потере многими игроками существенной доли рынка в пользу онлайн-сервиса. Претензии со стороны властей развитых стран обычно сводятся к водителям UberPop, работающим без необходимой по законодательству (и очень дорогостоящей) лицензии и письменного договора с компанией.

В Германии суд запретил деятельность UberPop, угрожая компании штрафом в 250 000 евро за каждую поездку, если она нарушит этот запрет. Во Франции суд оштрафовал компанию Uber на 150 тысяч евро также за сервис UberPop (источник новости). В ряде стран (например, в Испании) деятельность Uber полностью запрещена соответствующими судебными решениями.

Запуск Uber в России

В декабре 2013 года компания Uber официально пришла в Россию с запуском премиального сервиса UberBlack на улицах Москвы, в июле 2014-го он появился и в Санкт-Петербурге. Бюджетный UberX появился в российской столице в сентябре 2014 года, а в Петербурге - двумя месяцами позже. В настоящий момент Uber также представлен в Казани, Новосибирске, Екатеринбурге и Ростове-на-Дону, однако, других продуктов, кроме UberX и UberBlack в России нет.

Компания уже анонсировала планы по запуску сервисов Uber во всех городах-миллионниках Российской Федерации в 2016 году. Отметим, что каждый раз появление Uber в новом городе сопровождается впечатляющей акцией – так, в начале декабря 2015 года весь уик-энд поездки на UberX в Ростове-на-Дону были совершенно бесплатны для пассажиров! Не забывает компания и о социальной ответственности – хорошо запомнилась акция в Санкт-Петербурге по бесплатным поездкам в Пулково после авиакатастрофы в небе над Синаем.

Целевая аудитория Uber в России – молодые, успешные люди, которые умеют считать деньги и знают, что такое качественный сервис. Компания всячески стремится повысить их лояльность, в том числе с помощью проведения специальных акций, которые сложно представить в исполнении других онлайн-сервисов. Например, водители Uber доставляли по запросу мороженое в 144 городах мира, включая Москву.

Периодически Uber раздает промокоды на поездки, разыгрывает билеты на концерты, а перед футбольными матчами дарит фирменные футболки и сувениры с клубной символикой. Совсем недавно в Москве и Санкт-Петербурге Uber провел совместную акцию с известным автопроизводителем, осуществляя часть поездок в UberX на новеньких кроссоверах премиум-класса, а в качестве подарка пассажир получал эффектное дизайнерское поло.

Преимущества Uber для пассажиров

  • После установки приложения и регистрации нового пользователя вы сможете заказать машину простым нажатием кнопки в каждом из городов присутствия Uber, в том числе за рубежом, не зная иностранных языков;
  • Предварительно вы сможете посмотреть, где находятся ближайшие автомобили, и узнать ориентировочное время подачи машины;
  • После заказа получите полную информацию о водителе (имя, фото, контактный телефон) и автомобиле (номер, марка);
  • Прямо из приложения вы можете послать ссылку на свой маршрут друзьям или родственникам, которые смогут отслеживать его онлайн;
  • Оплата услуг Uber происходит только по безналичному расчету, с помощью привязанной карты. Вам не нужно иметь при себе наличные и искать размен;
  • В Uber прозрачные тарифы для каждого города, которые всегда доступны на сайте компании;
  • Наличие системы рейтингов водителей, существенно повышающей качество обслуживания пассажиров, ведь за низкие оценки водитель может быть отключен от системы. Вы будете ставить оценку после каждой поездки;
  • Возможность обращения в локальную службу клиентской поддержки. В случае возникновения любых вопросов по поездке (забыли вещи, неверная стоимость, проблемы с водителем) вы всегда можете оставить комментарий к поездке.

Как работает Uber для водителей

В России Uber, в отличие от Gett и «Яндекс.Такси», работает исключительно с частными водителями, которые могут подключиться к системе как напрямую по договору, так и через партнеров (финансовые расчеты компания проводит с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями). Водителем Uber может стать любой человек, обладающий личным автомобилем и отвечающий требованиям компании. Также необходимо иметь гаджет на платформе Android или iOS – в настоящий момент аренда смартфона в России не производится.

Каждый водитель должен зарегистрироваться на сайте по ссылке drivers.uber.com/drive/ и загрузить в личном кабинете копии документов на себя и транспортное средство, которые проверяются сотрудниками Uber или компании-партнера. После этого водители проходят небольшое собеседование и посещают обучающий семинар.

Основные требования для водителей – опрятная одежда, полный запрет на курение в салоне автомобиля, соблюдение правил дорожного движения, спокойная уверенная манера вождения, вежливое общение.

В рамках семинара требуется просмотреть обучающий фильм о компании Uber, интерфейсе приложения для водителей Uber Partner, нормах общения водителя с пассажиром и сдать небольшой тест. После успешной сдачи теста профиль водителя активируется, и он может приступать к работе в любое удобное для него время. Uber никак не регламентирует количество отработанных часов и, тем более, смен – каждый может выбрать удобный для себя график.

Заказ поступает ближайшему водителю, находящемуся в данный момент онлайн. В случае, если он не принимает заказ, то он передается следующему и так далее. Значительное количество поездок совершается на короткие расстояния, в пределах нескольких километров, в границах одного района. Средний чек в этом случае варьируется от 100 до 200 рублей (35-70 грн), но бонусная система позволяет прилично зарабатывать на таких поездках.

Тарифы, в отличие от конкурентов, не зависят от дня недели и времени, поэтому очень выгодно использовать Uber X в качестве такси вечером в любой день и на выходных. В Uber существует система пиковых расценок — динамический показатель, из-за которого тариф на поездку может возрасти в несколько раз. Это происходит не в определенные часы, а в момент полной загрузки всех водителей в системе. В такие моменты приложение предлагает клиентам принять коэффициент или подождать, пока он изменится. Как только водители освобождаются, коэффициент автоматически пропадает.

Чем отличаются UberX и UberBlack?

У Uber основными сервисами являются:

  • UberX – эконом-класс. Возраст автомобиля не больше 3 лет, только иномарки комфорт-класса, например, Ford Focus, Toyota Camry или Mazda 6;
  • Uber Black – премиум-такси с седанами бизнес-класса, то есть, Mercedes-Benz E- и S-класса, а также их аналоги от BMW, Lexus, Jaguar, не старше 7 лет.
UberX - эконом такси, Uber Black - премиум такси

Автомобиль в UberBlack обязательно должен быть черного цвета, а в UberX – любого, кроме желтого. К работе в Uber не допускаются машины, имеющие «шашечки», обозначения такси и любую рекламу как на кузове, так и в салоне.

Для сравнения действующие тарифы в Москве:

UberX (эконом):

  • 50 рублей посадка (17 грн)
  • 8 рублей в минуту (2.7 грн/мин)
  • 8 рублей за километр (2.7 грн\мин)
  • 99 рублей минимальный заказ (33 грн)
  • 99 рублей отмена заказа (33 грн)

Uber Black (премиум):

  • 200 рублей посадка (67 грн)
  • 20 рублей в минуту (6.7 грн/мин)
  • 15 рублей за километр (5 грн\мин)
  • 299 рублей минимальный заказ (100 грн)
  • 199 рублей отмена заказа (67 грн)

В Uber при подсчете стоимости поездки одновременно суммируется и плата за километр, и плата за минуту, поэтому сервис достаточно выгоден при поездках на небольшие расстояния. Но при поездках на большие расстояния стоимость UberX выходит на 20-50% дороже, чем расценки у популярных служб такси в Киеве.

В США и Европе у Uber есть и другие сервисы такси:

  • Uber Taxi - обычные желтые такси, только заказ и оплата происходит через приложение Uber;
  • Uber SUV\UberXL – машина вмещает до 6 человек, что подходит для больших компаний;
  • Uber Lux - премиальное такси.

Кроме пассажирских перевозок на базе платформы Uber работают в экспериментальном режиме и другие сервисы, которые со временем могут также запускаться по всему миру. Примеры сервисов, которые уже работают:

  • UberBoat - катера для катания
  • UberEATS - сервис по доставке еды
  • UberRush - доставка по запросу (в основном для магазинов)
  • UberPool (раньше UberPop) - сервис попутных такси, когда в вашу машину может подсесть другой пассажир и вы разделите с ним стоимость поездки.

Конкуренты Uber в мире

Несмотря на оценочную капитализацию в 65 миллиардов долларов, Uber не является средством для заказа машины №1 во всех странах мира. Лидирующие позиции сервис занимает только в США, Великобритании и Австралии (подробнее тут). В России Uber находится только на третьем месте после Gett и лидера рынка «Яндекс.Такси».

В глобальной борьбе против Uber объединяются аналогичные сервисы, популярные в разных странах. Как сообщает The Wall Street Journal, азиатский сервис Grab Taxi, индийский Ola, китайский Didi Kuaidi и американский Lyft объединились для создания международного альянса, чтобы вместе противостоять Uber.

Создание подобных альянсов выгодно и для пользователей. Теперь клиенты каждой из компаний смогут воспользоваться услугами другой во время путешествий, что являлось одним из очевидных преимуществ Uber. Например, во время пребывания в Индии постоянный пользователь Grab Taxi сможет обратиться в Ola, не испытывая при этом дискомфорта – оплата будет происходить как обычно, в привычной для клиента валюте.

Отзывы о сервисе Uber среди клиентов

Сервис Uber имеет крайне высокий показатель лояльности клиентов. Многие люди, впервые воспользовавшись Uber, забывают о том, что раньше вызывали такси по телефону или использовали другие приложения для вызова автомобиля. Почему же они предпочитают Uber?

Плюсы:

  • Невысокие и понятные тарифы;
  • Быстрая подача автомобиля в любое время и в любую точку города;
  • Безналичная оплата, не нужно иметь с собой деньги;
  • Удобное приложение для заказа машины по всему миру;
  • Комфортабельные автомобили в отличном состоянии;
  • Вежливые, внимательные водители;
  • Возможность делать остановки и менять маршрут по ходу движения.

Минусы:

  • Много водителей с плохим знанием города;
  • Иногда водители специально едут в пробки, по более длинному маршруту;
  • Фиксированные тарифы для аэропорта и пригородов (не всегда выгодно);
  • Более низкое качество сервиса UberBlack по сравнению с бизнес-такси (отсутствие специальной подготовки водителей).

Работа в Uber - отзывы водителей в России

За два года работы Uber в России накопилось немало отзывов от бывших и действующих водителей-партнеров компании. Настоятельно советуем вам перечитать их перед тем, как захотите устроиться на работу в Uber.

Многие водители работают с Uber не напрямую, а через партнеров (обычно это небольшие ООО, заключающие с водителями договоры об оказании услуг). Офис Uber может заключить прямой договор только с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, поэтому сам предлагает остальным заключить договор с одним из партнеров. Такой подход выгоден со всех сторон:

  • Uber заключает меньше договоров, упрощается бухгалтерия (ведь оплата работы водителей приходит из европейского офиса Uber в Нидерландах);
  • Партнеры берут на себя все заботы по ведению бухгалтерского учета и налогообложению, зарабатывая определенную комиссию с доходов водителей;
  • Водители получают деньги, без необходимости официально регистрировать ООО или ИП. В таком случае, помимо 20% комиссии Uber, они теряют еще 5-10% комиссии компании-партнера.

Плюсы для водителей

  • Простота подключения к системе;
  • Большое количество заказов;
  • Выгодно работать даже в условиях пробок;
  • В часы пик (раннее утро, конец рабочего дня, вечер выходного) часто бывают высокие коэффициенты (полуторные и даже тройные-четверные);
  • Удобное приложение для работы: интуитивно понятное управление, всегда можно обратиться в службу поддержки;
  • Бонусы от Uber за каждую совершенную поездку при достижении определенного количества выполненных заказов в неделю;
  • Хороший контингент пассажиров, ведь клиент Uber, как минимум, должен уметь пользоваться мобильным телефоном и нормально относится к оплате картами;
  • Возможность не принимать заказ, если, например, точка подачи находится далеко;
  • Отсутствуют финансовые риски – если на карте клиента нет денег, Uber все равно заплатит вам за поездку;
  • Компенсация за проезд по платным дорогам, оплата платных парковок, возврат расходов на химчистку при загрязнении салона клиентом (за его счет);
  • Еженедельная оплата труда.

Минусы для водителей

  • При работе через недобросовестных партнеров могут возникнуть проблемы с перечислением оплаты (но можно пожаловаться на это в Uber);
  • В приложении не показывается конечная точка заказа, так что в конце смены рискованно брать заказ, так как можно уехать на другой конец города;
  • Указанный адрес подачи иногда не совпадает с реальным, а время подачи рассчитывается не точно. Часто из-за этого бывают конфликты с клиентом;
  • Клиенты безо всяких причин могут ставить низкие оценки, что сильно снижает рейтинг водителя;
  • Риск столкнуться с недобросовестной конкуренцией со стороны обычных таксистов в наиболее прибыльных местах, например, в аэропортах.

Советы водителям Uber

  • Правильно выбирайте время и место для работы. В будние дни утром большинство заказов приходится на спальные районы, а по окончании рабочего дня – в центральной части города, в деловых кварталах;
  • Если вы делаете достаточно количество поездок (нужно от 25 в неделю) - получаете бонусы. Без бонусов работа в Uber может быть совершенно нецелесообразной;
  • Оптимально работать на автомобиле среднего или эконом-класса с невысоким расходом топлива. Если у вас дорогая машина, но не соответствует условиям UberBlack – все заработанные деньги со временем уйдут на амортизацию;
  • Полезно в процессе работы использовать мобильное приложение для пассажиров, чтобы находить место с наименьшим количеством конкурентов, а значит, быстрее получать заказ;
  • От подозрительного клиента иногда лучше отказаться, так как есть большая вероятность, что он может неожиданно поставить низкую оценку.

Выводы

Мы в компании «Все-Такси» собрали и объективно проанализировали всю информацию об этом популярнейшем сервисе в преддверии его выхода на украинский рынок. Упорные слухи о появлении UberBlack в Киеве сменились конкретными действиями компании по привлечению водителей и подтверждением этой информации со стороны заместителем министра инфраструктуры Украины.

По нашему мнению, сервис Uber сможет выйти на операционную прибыль уже в ближайшие годы за счет глубокого переформатирования рынка такси в Соединенных Штатах, ряде стран Евросоюза, Юго-Восточной Азии. Фактически основные расходы компании сегодня приходятся на ее развитие и экспансию в новые города и страны. Соответственно, когда Uber будет тратить только на поддержание системы и улучшение сервиса, финансовый результат не заставит себя долго ждать. Колоссальные вложения со стороны крупных инвесторов подтверждают правильность такого мнения.

В то же время нельзя не отметить, что в сложившейся экономической ситуации в развивающихся странах для водителей сотрудничество с Uber может привести к некоторому снижению доходов по сравнению с работой на действующие службы такси. Да, в качестве подработки Uber хорош, ведь он может компенсировать расходы на ГСМ и обслуживание автомобиля, но зарабатывать больше, чем сегодня профессиональные таксисты с переходом в Uber смогут вряд ли. В России сегодня сервис подключен у многих «профессионалов», но обязательно в сочетании с Gett или «Яндекс.Такси».

Безусловно, приход Uber серьезно изменит конфигурацию рынка такси в украинской столице и, возможно, приведет к уходу с рынка некоторых таксомоторных компаний. Мы думаем, что в конечном счете в проигрыше останутся многие, ведь на рынок хлынет поток водителей, которые сегодня вообще не занимаются частным извозом, а спрос на услуги такси, мягко говоря, не растет. Перспективы UberBlack пока кажутся еще более туманными, ведь неясно, сколько владельцев элитных авто будут готовы сотрудничать с Uber.

Понятно, что американской компании будет тяжело стать глобальным лидером, несмотря на стремительное развитие и несомненное первенство в целом ряде развитых стран, и причин тому несколько:

  • Существенные различия в законодательстве разных стран;
  • Активное развитие конкурирующих сервисов;
  • Низкая рентабельность работы в UberX для водителей.

Сбудется ли наш прогноз – покажет время. Поделитесь своим мнением в комментариях - будем рады подискутировать

Пропонуємо перейти на Українську версію сайту Mobiway. Дуже ймовірно, вам її буде приємніше читати.
Остаться на ру-версии
Перейти на Українську