Что лучше - договор перевозки или транспортного экспедирования?

Когда есть необходимость перевезти груз на большое расстояние, возникает вопрос: перепоручить эту работу экспедитору или самому заняться организацией перевозки? Чтобы принять правильное решение, нужно знать некоторые юридические тонкости, основные из которых изложены в нашей статье.

грузовая машина

Когда есть необходимость перевезти груз на большое расстояние, возникает вопрос: перепоручить эту работу экспедитору или самому заняться организацией перевозки? Чтобы принять правильное решение, нужно знать некоторые юридические тонкости, основные из которых изложены в нашей статье.

Что такое перевозка, экспедирование?

Грузоперевозки в Киеве и других городах – важнейшая отрасль украинской экономики. О некоторых аспектах этой отрасли читайте в предыдущих наших статьях о том, что нужно знать о грузоперевозках и о правовом регулировании этого вида деятельности.

В этой статье ваше внимание акцентируется на вопросе экспедиторской деятельности. Какие преимущества и выгоды у грузоотправителя и грузополучателя при получении транспортно-экспедиторских услуг? Ответ на этот вопрос можно найти, изучив законодательные нормы по этому вопросу.

И так, в соответствии со статьей 909 Гражданского кодекса Украины по договору перевозки одна сторона (перевозчик) обязуется доставить доверенные ей другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и передать груз лицу, которое имеет право на получение груза (получателю), а отправитель обязуется заплатить за перевозку установленную плату.

Совсем другие обязательства возникают в соответствии со статьей 9 Закона «О транспортно-экспедиторской деятельности» по договору транспортного экспедирования: одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.


Из этих норм закона очевидна разница между договором на перевозку груза и договором транспортного экспедирования:

  • Перевозка – это фактическая доставка и передача груза от отправителю к получателю.
  • Экспедирование – организация перевозки: заключение договоров, оплата необходимых платежей, оформление документов, обеспечение сохранности груза и прочие услуги от момента получения заказа до передачи груза получателю.

Можно сделать вывод, что по обоим договорам груз будет доставлен от отправителя к получателю. Разница состоит в том, кто занимается формальной стороной перевозок. В случае с перевозкой этим занимается сам отправитель груза, а при экспедировании – экспедитор. Также различия есть в объеме ответственности.

Какой же договор выгоднее заключать?

Всем перевозчикам, осуществляющим грузоперевозки по городам Украины, очень важно знать, что в украинском законодательстве установлена презумпция виновности перевозчика! Следовательно, с точки зрения взыскания возможных убытков прямой договор перевозки выгоден для отправителя груза. Особенно это касается случаев, когда перевозка совершается только одним перевозчиком.

Если же процесс перевозки груза более сложный и необходимо задействовать несколько перевозчиков, то однозначно проще заключить один договор с экспедитором, который будет разрабатывать маршрут, искать перевозчиков, полностью организовывать и обеспечивать перевозку груза. Но в этом случае остро стоит вопрос о правовой защите грузоотправителя.

Заключение договора экспедирования

Заключение договора транспортного экспедирования имеет массу нюансов. Так, например, в рамках одного договора может быть предусмотрено предоставление разного вида услуг, так как по законодательству их объем не ограничен.

Очень важно знать, что есть целый перечень существенных условий договора, без которых договор вообще считается незаключенным. Можно ставить под сомнение целесообразность данных законодательных норм, но закон - есть закон. Список вышеуказанных условий изложен в статье 9 Закона «О транспортно-экспедиторской деятельности». Все эти условия должны быть изложены в договоре и согласованы сторонами. Одно из существенных условий договора, которое напрасно игнорируется, – стоимость услуг экспедитора. В связи с этим возникают риски с обеих сторон:

  1. Экспедитор может не получить причитающегося вознаграждения.
  2. Товар может быть не доставлен по назначению, а экспедитор снимет с себя ответственность.

Какие же общие функции может выполнять экспедитор? Ответ на этот вопрос зависит от содержимого договора транспортного экспедирования:

  • от имени заказчика - ответчиком по этим договорам тогда будет заказчик. Так будет происходить, если договор экспедирования заключен в форме договора поручения. Этот вариант не выгоден грузоотправителю, так как он фактически не знает условий договора перевозки;
  • от своего имени – ответчиком по договорам будет выступать сам экспедитор. Так будет происходить, если договор экспедирования заключен в форме договора комиссии. Экспедитор заключает договора от своего имени. Соответственно и отвечать за действия перевозчиков придется ему.

И как итог:

  1. Грузоотправитель должен побеспокоиться, чтобы условия договора предполагали возможность требовать от экспедитора компенсации убытков.
  2. Ну а экспедитору нужно, чтобы его объем ответственности перед клиентом не превышал объем ответственности перевозчика перед самим экспедитором.

Есть замечания или дополнения? Пишите нам в комментариях. Присылайте нам свои новости и статьи - с радостью их опубликуем:

Предложить свою статью или новость
Сегодня нас посетили
Яндекс.Метрика
Поделиться с друзьями

Сделано в Студии Бублиенко