Украина

Правовое регулирование грузоперевозок. Просто о сложном

подписание договора

Клиентам транспортных компаний кажется, что в процессе доставки грузов нет ничего сложного, но на самом деле эта отрасль нуждается в четком регулировании. Осуществляется оно с помощью норм Гражданского Кодекса, Хозяйственного Кодекса, Налогового Кодекса Украины. Все они призваны защитить как права клиента так и перевозчика. Законы устанавливают «правила игры».



Все дело в договоре

Каждый аспект взаимоотношений клиента и перевозчика должен быть описан в договоре, который заключается между ними. Если при передаче груза на перевозку вы не оформляете никакие документы, это уже должно настораживать. Договор должен подтверждать любые перемещения – начиная с корреспонденции, вещей и заканчивая пассажирскими перевозками. Например, для пассажирских перевозок подтверждением заключения такого договора является билет и багажная квитанция (если такая выдается). Условия предоставления услуг по перевозке пассажира очень просты:

  • клиент обязуется заплатить за проезд и размещение багажа;
  • перевозчик обязан доставить пассажира и его поклажу из пункта отправки в пункт назначения.

Все элементарно, но кто думает об этом, покупая в кассе билет?

С перевозкой груза – то же самое. Договор на такие услуги заключается письменно и подтверждается чаще всего транспортной накладной или аналогичными документами. Согласно им, перевозчик обязан доставить груз в срок, в надлежащем состоянии, в определенный пункт назначения и передать его получателю. Заказчик при этом должен оплатить услугу доставки. Размер оплаты определяется тоже договором, так что читать его следует внимательно. Иногда бывают случаи, когда такса устанавливается законом, но об этом вам сообщат представители компании.

Если вы не заказывали доставку на дом, груз вы сможете получить в пункте назначения, на ближайшем складе фирмы, но только после того, как будет оплачена транспортировка. Это не противоречит законодательству. Так перевозчики «страхуют» себя от нечестных клиентов.

Иногда бывает не лишним проверить, на каком именно транспорте будет доставлен ваш груз. В случае если состояние автомобиля вас не устраивает или вызывает опасения, можно потребовать заменить его на подходящий.

При отправке груза – ещё до стадии оформления – желательно ознакомиться с порядком его упаковки и маркировки. Сделать это можно на сайтах фирм. У перевозчиков бывают достаточно четкие требования по упаковке груза. Они могут даже отказаться перевозить вещи, «неправильно» оформленные и промаркированные клиентом.

Важность договора и в том, что именно в нем прописывается то, как будет погружаться и выгружаться груз, который вы доверите

грузовая машина на ладони

транспортной компании, реальные сроки доставки. Мы можем наивно ориентироваться на рекламные листовки или на красочный бигборд компании, в то время как фактические сроки, записанные в договоре, будут отличаться от заявленных в рекламе.

Страховка поможет защитить ваши вещи в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Она тоже составная часть договора. Прочтите договор и выясните, страхуется ли груз и какова сумма возмещения возможного убытка.

Долгосрочный договор – серьезное обязательство

Очень часто те или иные компании нуждаются в регулярной доставке грузов на дальние расстояния. Например, при постоянной развозке товаров с центрального склада в региональные филиалы. Оформлять договоры на каждый случай транспортировки – долго и накладно, поэтому в таких ситуациях оформляется долгосрочный договор на доставку.

По нему клиент обязан предоставлять транспортной компании определенные объёмы грузов с установленной периодичностью, например, раз в неделю доставку 1 тонны товаров из одного города в другой. Перевозчик должен обеспечить своевременную и качественную транспортировку полученного груза.

Долгосрочные договоры классифицируют по виду транспорта, которым будет осуществляться перевозка:

  • долгосрочный – для транспортировки поездами;
  • навигационный – для внутреннего флота (речного транспорта);
  • специальный – для доставок самолетом;
  • годовой – когда для транспортировки используют машины.

Заключаются такие договора по согласию обеих сторон, принимающих участие в сделке. Конечно же, условия перевозки не должны противоречить нормам законодательства, прописанным в кодексах и прочих нормативно-правовых документах, регулирующих эту сферу деятельности предприятий. Часто в договорах предусматриваются другие условия, не касающиеся непосредственно транспортировки груза. Например, штрафы за несоблюдение сроков, порчу груза.

Ответственность за несоблюдение договора

Так как договор обязателен для выполнения, то нарушение прописанных в нем условий влечет за собой «наказание».

Сначала рассмотрим ответственность за нарушения при перевозке пассажиров – ведь именно с этой частью транспортных услуг мы сталкиваемся чаще всего.

три грузовых машины

  1. Компания, предоставляющая услуги, обязана выплатить штраф за задержку транспорта, предназначенного для перевозки пассажиров, а также за задержки на маршруте следования, которые повлекли опоздание. Размер компенсации устанавливается все тем же договором или законодательством. Перевозчик может и не выплачивать штраф, если докажет что сбои в расписании вызваны непредвиденными обстоятельствами или необходимостью срочного ремонта.
  2. Если пассажир откажется от поездки в связи с опозданием транспорта, то перевозчик обязан вернуть полную стоимость билета.
  3. Если транспортная компания не доставила пассажира вовремя к месту пересадки, вследствие чего человек потерял деньги за билет на дальнейший путь, она должна возместить пассажиру стоимость неиспользованного билета.

При нарушениях в доставке грузов тоже предусматриваются определенные санкции:

  1. Компания обязана заплатить штраф за не предоставленное вовремя транспортное средство для перевозки груза, а ее клиент – за отсутствие груза для доставки. Его размер предусмотрен долгосрочным договором или законодательством.
  2. За нарушение сроков доставки перевозчик тоже заплатит пеню (или выплатит предусмотренную договором компенсацию).
  3. Так как транспортная компания полностью отвечает за груз во время транспортировки, то и возмещение любых убытков, связанных с повреждением или утратой груза, ложится на плечи перевозчика. Конечно, если это случилось не по его вине, то и компенсация выплачивает не он.
  4. Если груз не был выдан получателю в течение 30 дней, он считается утерянным и перевозчик выплачивает компенсацию. Конечно, в договоре можно предусмотреть и более длительный срок хранения. В случае, когда после груз все же будет доставлен адресату, клиент должен вернуть выплаченные средства в полном объёме.

И в заключение пожелание: внимательно читайте все документы, которые подписываете.

рукопожатие около грузовой машины


Пропонуємо перейти на Українську версію сайту Mobiway. Дуже ймовірно, вам її буде приємніше читати.
Остаться на ру-версии
Перейти на Українську